Держитесь центра
Назовем центром тела область диафрагмы, разделяющей брюшную и грудную полости.
Основной тезис статьи — оставайтесь всегда привязанными к вашему центру. Это поможет вам концентрироваться и играть наилучшим образом.
Традиционная школа удара всегда базировалась на принципах: «ракетка назад — удар перед собой — сопровождение». Эти компоненты с акцентом на упорные тренировки с выполнением бесконечного количества ударов составляют, говоря математическим языком, принцип линейного подхода, который во многом гасит интерес к занятиям теннисной техникой. Кроме того, он приводит к образованию менталитета «атака-защита», который просматривается иногда и у профи. Не все профи бьют с тем чувством гармонии, баланса и ритма, какими обладают Агасси, Сампрас, Хингис.
Линейный подход к освоению техники находится в определенном противоречии с грациозностью передвижений и исполнения ударов. Кажется, что игроки такого типа почти всегда бьют по мячу вне комфортной зоны удара.
Часто приходится слышать от тренера: развернитесь, делайте ранний замах, зафиксируйте окончание удара. Однако обратите внимание, как великие игроки очень гармонично и плавно выполняют удары, находясь в красивом непрерывном ритмичном движении. Глядя на них, меньше всего думаешь о заученных механических движениях. Кажется, что они всегда оказываются в нужном месте в нужное время. Эти игроки как бы притягивают к себе мяч и затем выстреливают в любую точку корта, куда пожелают. Они работают как автоматы, но очень грациозно. Это — рыцари тенниса.
Что отличает рыцаря от посредственностей?
Большинство игроков и тренеров скажут по этому поводу: это талант от бога.
И в некотором смысле это так, как и то, что тяжелая работа и долгие часы тренировок формируют хорошего игрока. Тем не менее, существует секрет успеха мастеров тенниса: это их связь с центром, которая позволяет им играть уверенно и творчески.
Первое, что приходит в движение после удара соперника по мячу — это ваш центр. Посмотрите, как центр Ш.Граф движется назад при замахе. Ее ноги затем работают с учетом корректировки ориентации ее центра по отношению к мячу. В момент подлета мяча создается впечатление ,что она притягивает мяч центром, разворачиваясь к фону. Ее плечи, руки, головка ракетки последовательно следуют за центром. Как только ракетка оказывается готова к выносу вперед, она разворачивает живот к сетке в едином непрерывном движении. Эти действия, если произвести их правильно, приводят к отличному хлыстовому удару, высвобождая всю мощь ракетки.
Гармоничная теннисная геометрия связана и с ментальным (психологическим) аспектом игры. Как сохранять внимание при большом числе помех? Когда вы думаете о симметрии, у вас будет легче получаться нужное движение. Как необходимо чувство симметрии у танцора, так оно необходимо и теннисисту. Как только вы будете применять в технической работе нелинейный подход, все будет в порядке. Когда вы наблюдаете за великими игроками, обратите внимание на их бедра и центр. Бедра, разворачиваются непосредственно перед ударом, и тело тянет за собой бьющую руку, формируя хлыстовое движение. Небольшой разворот точки центра обеспечивает большие возможности, а тайминг разворота бедер обеспечивает четкий хлыст. Обратите внимание, что все движения инициируются центром. Каждый может улучшить игру, осуществляя связь с центром.
J.Broudy, (Tennis lesson library. www.tennisone.com)
Пер. с англ.: Ф.Кацман Томск, СТЦ