Теннисный клуб «Олимпик»
школа для взрослых

Психологическая подготовка теннисистов

Вспоминается игра Марата Сафина, который в тяжелейшем пятисетовом поединке смог одолеть очень сильного словацкого теннисиста Доминика Хрбаты. Воистину героическая борьба Марата за каждый мяч и позволила наконец-то вырвать для сборной России чуть было не ускользнувшую победу. А ведь командная победа повисла на волоске после того, как в то время первая ракетка Евгений Кафельников во второй день соревнований проиграл Карелу Кучере. Да как проиграл! 1:6 в первом сете и 3:6 во втором.


И общий счет стал 2:2. Причем не столько выиграл Кучера, сколько откровенно проиграл Кафельников, отдав в первом сете три своих подачи. И накануне, в паре с А. Ольховским, Евгений ничуть не уступал своему товарищу в «достижении» проигрыша словацким теннисистам. Похожий провал произошел и с нашей самой боевитой Татьяной Пановой, которая, встречаясь с Кариной Хабсудовой, второй сет проиграла со счетом 1:6, отдав при этом четыре (!) свои подачи.

Нельзя не остановиться на этих проигрышах. Подобные провалы не проходят бесследно, они очень вредны, так как надолго задерживаются в памяти, могут уйти в подсознание. Тяжелые переживания, связанные с подобными поражениями, нередко всплывают в сознании в самые неподходящие моменты, демобилизуя и снова мешая игре.

На сегодняшний день сформировалось представление о так называемых «химических рубцах». Рубцы, которые появляются после физических травм, заменяют живые клетки здоровой ткани на бездействующие, мертвые, и они видны. А химические рубцы остаются в глубинах головного мозга, выводя из строя сотни тысяч нервных клеток. Они невидимы, и поэтому к тяжелым переживаниям многие относятся как к чему-то в конце концов полностью проходящему. Но это совсем не так! Любая психическая травма оставляет после себя химические рубцы в тканях головного мозга, что ослабляет его возможности. А мозг, смею напомнить, надо очень и очень беречь, ибо любой человек начинается все же с головы.

Свои проигрыши Е.Кафельников и Т.Панова объясняли плохим самочувствием, спадом физических и психических сил. Скорее всего, это так и было. Но приведу пример из американской литературы: на веранде фермерской усадьбы сидит отец и курит трубку, мать развешивает на веревках выстиранное белье, а взрослый сын лежит на земле под легковой машиной и что-то чинит в ее днище. Неожиданно домкрат, подпиравший машину, срывается, и край кузова начинает вдавливаться в тело сына. Отец, увидев это, бросился в дом за запасным домкратом, а мать подбежала к машине, приподняла ее за бампер и держала ее так, пока сын с помощью отца не выбрался из-под машины. Что, разве мать — чемпионка мира по поднятию тяжестей? Ничего подобного — обыкновенная женщина. Откуда же у нее взялась такая сила?

Процесс, позволяющий мобилизовать все резервы организма — психические и физические — называется мотивацией. А для матери нет более высокой мотивации, чем та, которая направлена на спасение своего ребенка. Поэтому и вспыхнули, подобно мощному взрыву, все ее силы, о наличии которых никто до этого и не подозревал. Подобных примеров можно привести немало, а вывод здесь один — если мотивация высокая, то можно горы свернуть. Когда же она недостаточна, то даже сравнительно простое дело выполняется плохо. Считаю — потому и был допущен проигрыш со счетом 1:6, что у наших спортсменов в те минуты не была включена высочайшая мотивация — обязательно выиграть, несмотря ни на что! И не включена не потому, что оба не хотели выиграть, а потому, что не знали они в самих себе тех «кнопок», надавив на которые, можно было бы обрести высокую и качественную игровую активность. Проиграв же, повторю, спортсмены нанесли себе немалую психическую травму. Обратите внимание и на эмоциональное состояние наших игроков. У большинства из них лица постоянно суровы, напряжены, нередко искажаются гримасами досады и даже страдания. В криках, сопровождающих удары по мячу, слышится скорее подобие стонов, но никак не само-подбадривание, не говоря уже об уверенности. А это значит, у игроков преобладают отрицательные эмоции. Но ведь такие эмоции способствуют мышечной зажатости, а это снижает точность полетов мяча. Отсюда двойные ошибки на подаче, и мячи, казалось бы, верные, вдруг застревают в сетке или улетают в аут. Да и утомление наступает скорее. Пребывание в плену отрицательных эмоций невыгодно и вредно!

По законам природы чем выше психическое возбуждение, тем сильнее напряжение, которое непроизвольно возникает в мышцах. Современный же спорт пришел в противоречие с этим законом, ибо соревнующиеся спортсмены должны находиться в состоянии высокого психического возбуждения, составляющего основу соревновательной мобилизованности всего организма, и одновременно сохранять необходимую степень мышечной расслабленности. Сочетанием именно этих качеств и отличаются большие спортсмены. К примеру, Горан Иванишевич, обладающий мощной и точной подачей, говорит, что в момент подготовки удара по подброшенному мячу мышцы спины у него «как кисель». А то, что он одновременно находится в состоянии высокого психического возбуждения, не подлежит сомнению, так как, будучи спокойным, просто невозможно произвести сильный удар.

Что же позволяет сочетать необходимую высокую соревновательную психическую возбужденность с оптимальным расслаблением мышц? Ответ прост — хорошее настроение! К великому сожалению, этому умению — играть с удовольствием, улыбаясь, а не тяжко трудясь, — у нас не учат. Поэтому даже те, кто достиг определенных вершин, на корте продолжают сурово трудиться, а не играть в точном смысле этого слова. Пожалуй, лишь у Елены Лиховцевой, игравшей с Кариной Хабсудовой, время от времени появлялась на лице улыбка. Думаю, что именно хорошее настроение не в последнюю очередь позволило Лене выиграть этот очень важный для всей команды матч.

Ведь расход физической и психической энергии во время хорошего настроения намного экономнее! Не так быстро наступает усталость, и точность движений тоже остается достаточно высокой — когда мышцы не зажаты, они более послушны в моменты ударов по мячу.

Итак, играть в хорошем настроении — выгодно и полезно! Эта, на первый взгляд, очевидная истина плохо известна, причем не только теннисистам. Например, наш наиопытнейший мэтр в вопросах баскетбола Александр Гомельский, после того как поработал за рубежом, признался в одном из интервью: «Оказывается (?!), у нас в баскетбол работают, а у них в баскетбол играют». Пора, пора, давно пора и российским спортсменам, и, в частности, теннисистам перейти с «работы» на «игру». А база такого перехода — умение делать свое непростое дело, сохраняя, несмотря ни на что, хорошее настроение. В каком почти всегда пребывает, например, Мартина Хингис.

Конкретный совет: после каждой неудачи не надо мучиться, бить ракеткой по корту или запускать мяч черт знает куда. Следует сразу же улыбнуться и быстро подумать, почему произошла ошибка, — чтобы не допустить ее впредь. Когда же после той или иной неудачи игрок начинает откровенно страдать, он этим самым лишь фиксирует в памяти сделанную ошибку. И она повторяется вновь и вновь. Резервы же, которые таятся в хорошем настроении, воистину огромны. Откладывать их в долгий ящик — значит обкрадывать самих себя…

…В те годы, когда я оказывал помощь в психической подготовке к соревнованиям борцам-классикам (теперь этот вид спорта именуют греко-римской борьбой), пришлось познакомиться с требованием «дожать!». Оно означало, что если соперник плотно схвачен, то, чтобы не дать ему вывернуться из захвата, его следует «дожать», то есть припечатать лопатками к ковру. На мой взгляд, призыв «дожать!» вполне уместен и в теннисе. Например, ведя на своей подаче со счетом 40:30, теннисист просто обязан сразу выиграть последний решающий мяч и этим «дожать» своего соперника. За счет чего? За счет достижения в этот конкретный момент своих лучших психофизических качеств. То есть сознание должно стать предельно ясным, внимание полностью сконцентрированным на том, как успешно выполнить подачу, мышцы оптимально расслабленными и поэтому способными очень точно осуществить нужное движения, а психическое возбуждение — на уровне, наиболее благоприятном для отличного удара по мячу. Вот тогда соперник будет «дожат» всего лишь одним, но точно посланным мячом. А что мы видим?

После счета 40:30 начинаются «качели» — ровно, больше, ровно, меньше, снова ровно, снова меньше или больше, и так далее — не один раз! Но ведь такие колебания — от надежды на успех к разочарованию и досаде, и снова к надежде, и снова к огорчению — ведут к пустой и обидной трате самой ценной, нервно-психической энергии. И частенько спортсмен, который мог всего лишь одним точным ударом «дожать» соперника, проигрывает гейм.

Что и произошло, в частности, с Т.Пановой, которая, играя с Л.Цервановой, в третьем гейме второго сета, имея дважды «больше», также дважды совершила двойную ошибку на своей подаче (!). И гейм был проигран. Нечто подобное повторилось и в десятом гейме второго сета, когда счет стал 5:4 в нашу пользу, и выигрыш этого гейма означал победу во всей игре. Здесь соперницы с потрясающей «любезностью» несколько раз дарили друг другу возможность закончить соревнование одним удачным ударом, и, как говорится, слава Богу, что этот столь важный удар смогла нанести Таня, принеся победу нашей команде.

Наблюдение за тем, что происходило на кортах во время игр на Кубки, позволило сложиться впечатлению, что наших теннисистов и теннисисток не учат специальному умению «дожимать» своих соперников точными и столь многое решающими ударами. А ведь этому можно научиться! Пока же понятие «дожать» не стало обязательным элементом в их спортивном мастерстве. Настолько обязательным, каким оно является в техническом арсенале борцов.

Соревновательное психическое состояние у наших теннисистов не отличалось, к сожалению, необходимой стабильностью. Один гейм играется отлично, а через некоторое время все начинает буквально валиться из рук. Так, например, Е.Лиховцева, играя с Л.Цервановой, блестяще выиграла первые три гейма со счетом 40:0 и .40:15. Но потом еле-еле смогла одолеть соперницу, доведя счет геймов до 7:5. А во втором сете, ведя на тай-брэйке 5:1, вдруг проиграла шесть (!) мячей подряд и отдала сет — 5:7. Подобные взлеты и падения свойственны, к сожалению, многим. Даже наш ведущий мастер Е.Кафельников нередко демонстрирует весьма нестабильную игру. Почему же так происходит? Дело здесь в двух основных причинах.

Первая — спортсмены не знают, из каких конкретных элементов складывается их наилучшее психофизическое соревновательное состояние. Уверен, что, если спросить М.Сафина после его великолепного выигрыша у К.Хрбаты: «За счет чего ты выиграл?» — Марат не сможет в деталях точно назвать те элементы в физическом и психическом самочувствии, которые обеспечили ему победу. Некоторые теннисисты в таких случаях говорят: «Шара пошла», то есть другими словами — нашло вдохновение. Но эта совершенно неопределенная по своему содержанию «шара» как приходит, так и уходит — она не управляема. А вдохновение можно и нужно уметь специально создавать и руководить им. Для этого уже давно разработано представление об оптимальном боевом состоянии — аналоге вдохновения. Многим, в частности, юным теннисистам мною была предоставлена возможность овладеть техникой вхождения в их личное оптимальное боевое состояние. И лишь потому, что тренеры не проявили должного интереса к этой проблеме, спортсмены не воспользовались моими предложениями. А когда тренеры равнодушны, то и ученики ведут себя так же.

Вторая причина нестабильности — неумение использовать возможности аутотренинга, то есть неумение включать во время игры резервы психической саморегуляции, позволяющей делать себя таким, каким требует складывающаяся ситуация. А ведь аутотренинг — мощное средство, позволяющее целенаправленно и успешно руководить своим психическим и физическим состоянием даже в самых трудных условиях соревновательной борьбы.

Мои попытки организовать обучение оптимальному боевому состоянию и аутотренингу для тех, кому в будущем предстоят бои на очередных Кубках, пока успеха не имели. Мне объяснили, что у всех спортсменов строгие графики обязательных матчей в разных концах света и поэтому собрать их всех вместе хотя бы на 5-7 дней практически невозможно. Очень жаль! Хотя можно организовать индивидуальное обучение каждого ведущего теннисиста и ведущей теннисистки в отдельности. Было бы лишь такое желание с их стороны и со стороны руководителей отечественного тенниса.

А.В.Алексеев, Главный специалист по психической подготовке

сборных команд России, действительный член Московской

психотерапевтической академии, «Матчбол-теннис», №5(99)

Источник: http://www.tennis.km.ru



  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube
  • VK
Теннисный клуб «Олимпик»